О себестоимости морских перевозок

О себестоимости морских перевозок

Вопрос о себестоимости сам по себе не новый. До войны Наркомат морского флота занимался этим вопросом. По этому поводу писались инструкции, положения, заполнялись отчётные таблицы, калькулировалась себестоимость 1 тонно-мили и сопоставлялась как с плановой себестоимостью текущего года, так и с себестоимостью прошедших лет.

Казалось бы, что с этим вопросом обстоит всё благополучно, имеется возможность правильно определять себестоимость транспортной продукции, а следовательно, и влиять на её удешевление.

Но если за весь советский период существования морского флота не было и не имеется по сей день калькуляции себестоимости 1 тонны определённого груза, перевезенного в том или ином известном направлении и на определённом судне, то о какой себестоимости, собственно говоря, речь шла?

До сего времени транспортная продукция морского флота определяется в тонно-милях, и единицей измерения, принятой для калькулирования, является обезличенная 1 тонно-миля. Обезличенная 1 тонно-миля представляет собой одну перевезенную на разных судах тонну обезличенных грузов на пройденную милю в разных направлениях и на совершенно разных типов судах.

Для Наркомморфлота очень удобно планировать тонно-мильную продукцию, так как, во-первых, её легко определить и, во-вторых, установит её стоимость (смета затрат, разделённая на количество тонно-миль). Однако практического значения такая себестоимость не может иметь.

Во всех случаях нам важно знать, сколько стоит перевозка 1 тонны зерна, руды или металла в определённом направлении, допустим, из порта Николаев в порт Одесса. Это важно знать, чтобы установить, насколько экономически целесообразна транспортировка груза морским путём, хотя его можно перевозить по железной дороге или по реке.

Важно знать, сколько стоит перевозка 1 тонны груза на том или ином судне, ибо в этом случае эксплуатационнику легко будет определить, под какой груз наиболее целесообразно использовать те или иные суда, имея в виду экономический эффект.

Зная себестоимость перевозки по родам грузов, направлениям и судам, мы имеем полнейшую возможность проследить и выявить причины увеличения или снижения себестоимости по сравнению с прошлым периодом, так как в данном случае речь идёт о конкретных грузax, известных направлениях и определённых судах, на которых этот груз перевозился.

Сравнивая себестоимость обезличенной 1 тонно-мили текущего года с соответствующей стоимостью прошлого периода, мы, собственно, сравниваем несопоставимые величины, ибо неизвестно, о каком грузе речь идёт (в прошлом могли перевозиться одни грузы, а на анализируемом отрезке времени другие), в каком направлении осуществлялись перевозки и, наконец, на каких судах перевозился груз.

Естественно, что такой анализ ни к чему не приведёт.

Leave a Comment